Христорождественский собор - Ноябрь 2013 г
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Уваровская и Кирсановская епархия, Уваровское благочиние

Христорождественский собор

Ноябрь 2013 г

Содержание:

"Со святыми упокой..." ДИМИТРИЕВСКАЯ СУББОТА . 2 ноября 2013 года

Встреча отца Андрея со студентами.(Уваровский химико-технологический колледж. 7 ноября 2013 г.)

Беседа отца Андрея со студентами. (Уваровский химико-технологический колледж 27 ноября 2013 г.)

 

"Со святыми упокой..." ДИМИТРИЕВСКАЯ СУББОТА

2 ноября 2013 г

2 ноября 2013 года Святая Православная Церковь будет совершать поминовение усопших на Димитриевскую родительскую субботу.

День Димитриевской субботы стал темой для разговора с клириком Христорождественского кафедрального собора г. Уварово иереем Андреем Шабановым о правилах Православной Церкви о погребении и поминании усопших.

- Отец Андрей, какова история этой родительской субботы?

- Название Димитриевской субботы произошло от воспоминаемого нами святого великомученика Димитрия Солунского, память которого будет праздноваться 8 ноября (даты по новому стилю). Великий князь, победитель татарских войск в Куликовской битве, впервые совершил поминовение павших воинов на поле брани, а впоследствии вместе с воинами стали поминать и других усопших. Так установился обычай совершать это поминовение  в ближайшую субботу перед днем памяти святого.

- Есть ли какой-либо особый смысл отношения к смерти и поминанию умерших, который передают правила Православной Церкви?

- «Настольная книга священнослужителя» (том 4-й, глава 6) указывает веру в телесное воскресение душ умерших, основываясь на Божественном откровении, и исходя из этого указывает на правильное погребение тел усопших христиан с самого начала существования Церкви. В обряде христианского погребения Церковь выражает почитание, подобающее телу скончавшегося человека.

Православная Церковь напутствует своих чад в загробную жизнь таинствами Покаяния, Причащения и Елеосвящения и, кроме того, в минуты разлучения души с телом совершает над ними молебные пения на исход души. Священник исповедует умирающего, чтобы у него не осталось на совести какого-либо забытого или неисповеданного греха или злобы к кому-либо из ближних. Затем начинается чтение священного канона молебного на исход души.

Вера в приближение ангелов и демонов к душе человека в момент разлучения ее с телом издревле была присуща Православной Церкви.

«При разлучении души нашей с телом, - говорит святой Кирилл, архиепископ Александрийский (+444), - предстанут пред нами с одной стороны, Воинство и Силы Небесные, с другой — власти тьмы, злые миродержители, воздушные мытареначальники, истязатели и обличители наших дел... Узрев их, душа возмутится, содрогнется, вострепещет и в смятении и ужасе будет искать себе защиты у Ангелов Божиих, но и, будучи принята святыми ангелами и под кровом их протекши воздушное пространство, и вознесшись на высоту, она встретит различные мытарства (как бы некоторые заставы или таможни, на которых взыскиваются пошлины), кои будут преграждать  ей путь в Царствие, будут останавливать и удерживать ее стремление к Нему (к Богу)».

Последование заканчивается молитвой иерея о разрешении души умирающего от всяких уз, освобождении от всякой клятвы, о прощении грехов и о упокоении в святых обителях.

Кроме канона на исход души в Требнике есть и другой канон, который входит в «Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет». Тяжелые страдания умирающего побуждают усилить моления о его мирной кончине.

- Батюшка, многие интересуются вопросом, как подобающе исполнить все правила погребения православного человека?

- По воззрению Церкви, тело человека — храм души, освященный благодатью таинств. Поэтому уже с апостольских времен Церковь любовно заботится об усопших братьях по вере. В Евангелии описано погребение Господа нашего Иисуса Христа. Хотя православный обряд приготовления тела усопшего к погребению в деталях не совпадает с ветхозаветным, он все же имеет с ним общую структуру, которая выражается  следующих основных моментах: омовении тела, облачение его, положении во гроб, чтении и пении погребальных молитв, предании земле.

Омовение тела водой прообразует будущее воскресение и предстояние перед Богом в чистоте и непорочности. Омытое и облаченное тело покойного полагается на приготовленном столе лицом вверх, к востоку. Гроб предварительно окропляется святой водой. Уста покойного должны быть сомкнутыми, руки сложены на груди, крестообразно во свидетельство веры в Распятого. Положение во гроб совершается при чтении молитвословий : Трисвятого по Отче наш. Чело умершего украшается венчиком, на котром изображается Спаситель с предстоящими Ему Божией Матерью и Иоанном Предтечей. Тело уосопшего покрывается священным покровом. В руки покойного возлагают икону Спасителя или Распятие. Вокруг гроба ставят четыре подсвечника со свечами, изображая крест.

Существующие в отдельных местностях суеверия о том, что в гроб нужно положить еще какие-либо вещи или деньги, продукты питания — тяжкий грех.

- Также много вопросов у верующих людей о чтении Евангелия или Псалтири по усопшим. Как правильно исполнить этот благочестивый обычай?

В Православной Церкви Псалтирь над телом усопшего мирянина читается до погребения и в память его после погребения, что выражает материнскую заботу Церкви о своем чаде по его смерти. Этот обычай коренится в глубокой древности и, служа молитвой ко Господу, вместе с тем дает утешение и назидание для живых и обращает их к молитве о нем к Богу.

Четьи-Минеи свидетельствуют, что апостолы провели три дня в псалмопении у гроба Божией Матери, а «Постановления апостольские» предписывают: «Погребая умерших, износите их с псалмами» (кн. 6, гл. 5).

Чтение Псалтири начинается по окончании последования на исход души, читать может как церковный чтец, так и любой благочестивый мирянин, имеющий такой навык. Чтение совершается стоя и лишь в особых случаях позволяется сидение из снисхождения к немощи читающего. В определенные моменты, по каждой Славе,  чтение прерывается возношением особой молитвы, которая начинается словами: «Помяни, Господи Боже наш...».

При чтении Слова Божия над телом усопшего должны присутствовать родные и близкие покойного. Если домашним и сродникам невозможно непрерывно участвовать в молитве читающего Псалтирь, то, по крайней мере, по временам им следует присоединяться своим молением к молитве чтеца; особенно уместно это во время чтения заупокойной молитвы между псалмами.

Попутно надо отметить, что к имени усопшего присоединяется слово «новопреставленный»  в течение сорока дней по его кончине. К имени священно-церковно-служителей прибавляется наименование их сана: епископ, иерей, диакон, монах. К имени мирянина прибавляют лишь слова «раб Божий» или «раба Божия», а ребенка до 7 лет называют «младенец». Употребление других уточняющих наименований (воин, отрок, убиенный и т. п.) канонических оснований не имеют и в богослужебных книгах не встречаются, и потому не должны употребляться.

Души усопших также должны поминаться на заупокойных богослужениях и панихидах, в 3-й, 9-й, 40-й день после смерти. Также поминают умершего в дни его рождения, Ангела и смерти.

- Отец Андрей, спаси Вас Господь за беседу.

 
 

Встреча отца Андрея со студентами.

7 ноября 2013 г.Уваровский химико-технологический колледж

7 ноября состоялась встреча студентов дневного отделения ТОГБОУСПО «Уваровского химико-технологического колледжа» со священником Андреем Шабановым. Встречу условно можно разделить на две части. В первой отец Андрей рассказал о грехах блуда и убийства, взаимосвязи между ними; о невозможности достижения человеком счастья живя не заповедям Божьим; пояснил, почему нельзя откладывать добродетельную жизнь на потом, на время старости, говоря, что сейчас я поживу в своё удовольствие, а затем отмолю грехи. Во время второй части батюшка ответил на вопросы присутствующих.

Почему же блуд (добрачные отношения) являются грехом и как он напрямую  связан с грехом убийства – абортом? Потому что любовь и способность любить, данная человеку Богом, попросту растрачивается. А когда встречаешь того единственного или единственную, для которого или которой предназначен, то любить целостно и полно уже не можешь.

Очень часто добрачные отношения приводят к беременности, кто-то решается оставить ребенка, а кто-то принимает решение о прерывании беременности, а это уже грех убийства.

Почему жизнь по заповедям нельзя откладывать на потом? Потому что Господь хочет, чтобы человек был счастлив не после, когда-то, а именно сейчас. Для этого нам и даны заповеди. Ведь до старости можно и не дожить. Что делать тогда? В такой ситуации человек уже не может ничего исправить, не может попросить прощения, покаяться.

За время первой половины беседы к батюшке стали поступать записки с вопросами. Ребят интересовало: Как правильно подходить к иконам, что говорить при этом про себя? Как правильно приветствовать священника? Как относится Церковь к сектам? Когда у Матроны день рождения и помогает ли она? Можно ли сидеть в храме во время службы? Какие грехи бывают непрощенными и много ли их? Кому проще жить: мирянину или священнику? Почему нельзя заходить в пространство алтаря? Почему нельзя девушкам заходить в церковь без платка и юбки? На все вопросы слушатели получили подробные ответы.

Беседа заинтересовала не только студентов, но и присутствующих преподавателей. В дальнейшем встречи священнослужителей со студентами колледжа планируется продолжить.

 

Беседа отца Андрея со студентами на тему " Беседа о браке и последствий до брачных отношений".

27 ноября 2013 г.

 

В ноябре месяце стали традиционными встречи студентов «Увароского химико-технологического колледжа» со священнослужителями Христорождественского кафедрального собора. Одна из таких встреч прошла 27 ноября. С ребятами выпускных групп беседовал отец Андрей Шабанов.

Речь зашла о семье и о нематериальных ценностях для человека. Батюшка попросил слушателей определить, что является главным в жизни: любовь, здоровье, семья,  дружба, родные, друзья. Без чего не может обойтись человек, а что может ему совсем и ненужно. Присутствующим на встрече не безынтересно было услышать об эффекте телегонии. Отец Андрей указал тесную связь между двумя грехами: блудом и убийством (абортом).

Затем студенты начали задавать различные вопросы. Какую работу можно выполнять в праздники, а какую нельзя? Зачем носить на теле крестик? Если человек не является глубоко верующим, можно ли ему в трудных ситуациях молиться? Можно ли обращаться к Богу, если хочешь успешно сдать сессию? Почему Рождество всегда в один день, а Пасха в разные? Охота – грех? Почему иконы плачут в храме? Есть ли грех в плохих привычках? Можно бить своих детей? Почему младенцы умирают? Как терпеть, когда тебе делают плохо? С чего начать духовно необразованному молодому человеку, который решил прейти к вере?

Проведенные встречи показали, что интерес к духовно - нравственной стороне жизни у ребят есть. Им многое хочется узнать и спросить. Можно надеяться, что они получат ответы на все свои вопросы в дальнейших встречах и беседах со священниками.

 


Назад к списку

 
Православная библиотека Конструктор сайтов православных приходов