Христорождественский собор - Сентябрь 2013 г
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Уваровская и Кирсановская епархия, Уваровское благочиние

Христорождественский собор

Сентябрь 2013 г

Содержание:

Беседы с Батюшкой. Кадетский корпус.6 сентября 2013 г.

Проповедь ИЕРЕЯ АНДРЕЯ ШАБАНОВА после освящения креста на кладбище с. Верхнее Чуево Уваровского района.10 сентября 2013 г.

 

Беседы с Батюшкой.

6 сентября 2013 г.

Система Православного воспитания кадет в Уваровском кадетском корпусе имени Святого Георгия Победоносца является неотъемлемой частью духовно – нравственного становления человека.

Самыми эффективными методами воспитания являются встречи со священнослужителями. Клирик Христорождественского кафедрального собора иерей Андрей Шабанов регулярно проводит православные беседы с кадетами. 6 сентября о. Андрей встретился с кадетами 8 класса. В доступной форме Батюшка рассказал о том, как человек, отдаляясь от истинного Бога вольно или невольно приобщается ко лжи, злу и всяческим порокам. Чтобы спасти свою душу человек должен в первую очередь признать свою греховность, покаяться и через великое Таинство Христово соединиться с Богом. Общение с Богом происходит только через церковь. Батюшка рассказал о необходимости молиться, ходить в храм Божий.

Кадетам беседа с батюшкой понравилась, они пригласили Батюшку на следующую беседу.

 

ПРОПОВЕДЬ ИЕРЕЯ АНДРЕЯ ШАБАНОВА


после освящения креста на кладбище с. Верхнее

Чуево Уваровского района

 

10 сентября 2013 года, во вторник седмицы 12-й по Пятидесятнице, клирик Христорождественского кафедрального собора г. Уварово иерей Андрей Шабанов совершил чин освящения креста на кладбище с. Верхнее Чуево Уваровского района и заупокойную литию. Поводом к богослужению стали обращения верующих села с просьбами рассказать, как правильно устраивать могилы православных родственников, поминать усопших, молиться о них, и как предотвратить распространенные ошибки и заблуждения. По завершении богослужения иерей Андрей ответил на все вопросы прихожан и посетил молитвенный дом, действующий в селе.

В проповеди отец Андрей сказал: «Мы освятили Крест на кладбище и помолились за упокой усопших родственников. Крест на кладбище освящается потому, что человек своими грехами оскверняет все, где творит грех. В последнее время, как последствия безбожных лет, часто на похоронах, поминках по усопшим творится множество языческих действий, которые неприемлемы с точки зрения Библии и православной веры. Если человек верит не в милосердие Божие, не в молитву, а в предрассудки, то придумывает предрассудки для утешения своей безбожной души. Не читая книг Священного Предания, некоторые не знают, что душа отходит к Богу именно на третий день, а на сороковой день уже решается участь усопших — либо наследие Царства Небесного и жизни вечной, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная, как мы поем в заупокойных молитвах, либо вечная мука.

Самая распространенная ошибка на отпевании — поставленный стакан с водой. Немногие могут конкретно ответить: зачем? Некоторые ссылаются на предания отцов, так делали предки. На самом деле, это заблуждение возникло недавно. Смысл этого поступка объясняют так: те, кто это совершает, привязывают душу к воде, то есть сорок дней, пока стоит вода рядом с усопшим, его душа пребывает в этом доме. Связанный с этим предрассудок гласит, что если вода из стакана испарится за сорок дней, то душа непременно войдет в Царствие Небесное. Если же нет — то ее постигла вечная мука. В зависимости от личного отношения к усопшему — другом или врагом был человек —  выливают воду на крышу, чтобы душа унеслась в рай или под дерево — в ад. Такие предрассудки и языческие верования последнее время распространились и несут угрозу человеку. Потому что человек не стремится исполнять заповеди Божии, а лишь утешается этими предрассудками, формальными действиями.

Прежде всего, человек должен утешаться верой в Бога, надеждой на Него и молитвой. Об этом апостол Павел писал к солунянам в утешение: «Братия, не скорбите, как прочие язычники, и не имеющие надежды, ибо Христос умер и Воскрес, и наших усопших воскресит». И добавил: «Сие пишу вам в ваше утешение, которое говорите всем, когда у кого кто умирает». Но воскресение усопших бывает двоякое. Первое, как в Евангелии сказано: «праведные будут воскрешены в жизнь вечную, а грешные будут воскрешены на муку вечную». Соответственно, человек, пока живет на земле, пока его душа находится в теле, имеет возможность исправления. Исправление заключено в вере в Бога, старании в соблюдении заповедей Господних. Подтверждением веры является любовь к Богу. Господь в Евангелии сказал: «кто любит Меня, тот заповеди Моя соблюдет». Насколько человек соблюдает заповеди, настолько он выражает свою любовь к Богу. Насколько нарушает, настолько показывает свое неверие в Бога.

Соответственно, как творить память о душе человека правильно? Усопшие не могут сами о себе творить покаяние, молитву, испросить оставление грехов. Об этом же сказано в Священном Писании в притче о богаче и Лазаре. Когда Лазарь умер, ангелы забрали его на лоно Авраамово. Богач, после смерти мучимый вечным огнем, увидел Лазаря на лоне Авраамовом и сказал: «Отче Аврааме, пошли Лазаря, чтобы омочил свой палец в воде и остудил язык мой, потому что очень стражду в пламени сем». Авраам ответил: «Между нами и вами пропасть большая утвердилась и оттуда сюда перейти не могут, как и к нам от вас не переходят». Тогда богач попросил послать кого-нибудь, чтобы сказали его братьям, потому что и они также живут нечестиво, чтобы и они не попали на сие место мучения. На что Авраам ответил, что «имеют у себя пророков и закон, пускай послушают их». То есть в наше время мы с вами имеем Евангелие, Библию, Церковь Христову, имеем Таинства, святых отцов, священнослужителей, проповедь, Церковь, и мы должны соблюдать церковные постановления, чтобы наследовать жизнь вечную. И богач ответил Аврааму: «Не послушают пророков, пусть хотя бы кто-то из мертвых воскреснет, тогда ему поверят». Но святой Авраам сказал, что даже если кто из мертвых воскреснет, не поверят. Так и произошло. Христа распяли, а ученики Христовы — апостолы — похоронили  Его в пещере и Христос Воскрес и я вился Своим ученикам, но и они не поверили. Сначала они не поверили в Христово Воскресение. Кто поверил, тот за веру получил жизнь вечную. А иные говорили, что нужно, чтобы им кто-то это доказал, что религию придумали священники для своей выгоды. И до сих пор не верят тому, что произошло две тысячи лет назад. Но Воскресение Христово — не единственный факт в истории. Он является только в том смысле, что Христос Воскрес Своей силой, Божественной силой, Бог Его воскресил, а мы знаем, что Бог — Троица Единая и Нераздельная, и, соответственно, Сам Отец или Сам Иисус Христос воскрес Своей Божественной силой. В истории наблюдаем множество фактов о Воскресении в Новом и Ветхом Завете. Пророк Илия воскресил сына наинской вдовы. Но то воскрешение было иные, пророку Илии необходимо было приложить множество усилий, и только когда Господь приложил Божественный дар, произошло воскрешение. И при воскресении Христовом множество святых восстали, вышли из своих гробов. Господь воскресил и Лазаря четверодневного, который после этого прожил немалое время, был епископом Кипрским. Видим факты воскресения и вспоминая память великомученика Георгия Победоносца, когда языческий император повелел в подтверждение евангельских слов воскресить усопшего, недавно погребенного на кладбище. Тогда святой Георгий сотворил смиренно, без дерзости, молитву, чтобы Господь, по Его милости, если Ему угодно, воскресил усопшего. И тот усопший воскрес и вышел в город, чему все удивились. Там же император Диоклетиан не поверил и с прочими жрецами сказал, что это был не усопший, а притворившийся человек. Такие факты воскресения бывают и в жизни святых и обычных людей, например, в случаях клинической смерти. Когда люди возвращаются, иногда рассказывают, что они видели, где они были. Но неверующий человек часто говорит: вот пусть сейчас этот человек воскреснет, встанет и расскажет, но «оттуда еще никто не возвращался». Но это говорят от неверия, и если подобный случай произойдет у них перед глазами, все равно не поверят — так и было в человеческой истории. Потому по их молитвам Господь не воскрешает, дабы не присовокупить к их греху безбожия и грех неверия. Об этом Господь в Евангелии сказал: «кто не верит в Меня, тот уже осужден».

Итак, что нам надо творить за упокой душ усопших, и чего не творить, дабы не привнести им греха? Богом Церкви дана великая возможность — молитва за усопших, сопряженная с милостыней. Именно эти две вещи требуют труда, человеческой жертвы, внимания, сосредоточенности, веры в Бога, стараний для исполнения заповедей Господних. Если родственники, молясь за усопших, просят Бога простить их грехи, то и сами должны в своей жизни иметь цель оставления грехов, то есть сами должны каяться, исповедаться, причащаться. Не бывает такого: «ты, Господи, им прости, а мы не будем стремиться к святости, Ты прими их покаяние, а сами не будем каяться».  Такое невозможно. Только когда человек прикладывает труд, может испросить у Господа прощение грехов. Отсюда и милостыня. Ее тяжело творить человеку неверующему, порой человеку со страстями тяжело что-то от себя оторвать, чем-то пожертвовать, но именно за этот труд, жертву, молитву, Господь и подает оставление грехов усопшим, о которых человек молится.

Соответственно, своими безбожными и языческими действиями человек может не то что испросить оставление грехов, но может присовокупить лишний грех. Очень распространенный грех — винопитие, поминовение усопших спиртными напитками. Апостол Павел писал: «прелюбодеи, пьяницы Царства Небесного не наследуют». Поминовение усопших спиртными напитками — грех, потому что и вино должно быть в свое время — на дне рождения, церковном празднике, на свадьбе или венчании, но ни в коем случае не на отпевании. Потому что человек, который скорбит о человеке, за него пить никогда не будет, иначе своим пьянством прибавит грех усопшему.

Есть еще одно заблуждение — прощание с душой на сороковой день, когда душе будто бы нужно сказать что-то на прощание в надежде, что она услышит. Ни  в коем случае не стоит поддаваться ложным предрассудкам и следовать им. У святых отцов сказано, что поминать надо в третий, девятый и сороковой день, полгода, год, родительские субботы и каждый субботний день, когда совершается служба всем святым и поминовение усопших. Но ни у одного нет ни слова о воде, махании платочком, слов о земле, которая «будет пухом». Каждый гробокопатель знает, что земля продавливает крышку гроба насквозь. На похоронах и при поминании усопших вместо этого необходимо говорить молитву: «упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего  даруй ему Царство Небесное» или «Царство Небесное рабу Божию (имя)». Невозможно православным христианам опускаться до того, чтобы хоронить усопших с бадиками, телефонами и прочим.

Еще одно нарушение православных норм часто можно увидеть на кладбищах в отношении крестов. В частности, неправильно ставятся перекладины, либо прикрепляют на крест фотографии и таблички. Эти надписи и изображения должны быть на памятнике или на мемориальной дощечке. На крест также не вешаются венки. Крест — это символ распятого во спасение мира, во избавление и искупление его от грехов Иисус Христос, Сын Божий. Соответственно, только Его изображение может быть на кресте.  На могильный крест нельзя помещать табличку или фотографию.

Нужно сказать еще об одном безумии, которое происходит иногда на следующий день после похорон, когда родственники приносят на кладбище «завтраки». На самом деле, душе уже не требуются те вещи, в которых нуждалось тело. Душа нуждается только в молитвах. Как говорят святые отцы, Макарий Александрийский, Кирилл Александрийский, Ефрем Сирин, душа проходит мытарства, поэтому нуждается в это время в молитвах, которые помогут ей пройти это удобнее. Молитвы: сорокоусты, проскомидии, заупокойные обедни, панихиды, приношения на канон. Две сопряженные добродетели: молитва и милостыня — панихида с каноном. Нужно помнить, что не человек может простить и оставить грехи, а именно Бог. Нужно молиться об усопших сродниках, проявляя любовь к Богу. Аминь».


 

 

 

 


Назад к списку

 
Православная библиотека Конструктор сайтов православных приходов